Что такое самооценка

  Автор:
  754

Для начала, давайте определим, что такое самооценка?
Самооценка – это то, как человек, низко или высоко оценивает себя сам, свои личностные качества, поступки, возможности, способности, а также место среди других людей.

Американский психолог Уильям Джеймс, один из первых, кто изучал проблему самооценки человека и выделил трехкомпонентную структуру «Я», в которую включил;

  • когнитивный компонент — что я о себе думаю;
  • эмоциональный — как я это выражаю;
  • поведенческий — как я себя предъявляю , что соответствует многочисленным современным взглядам на структуру самосознания и Я-концепции. Согласно ему, самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Первое включает такие чувства, как гордость, высокомерие, самопочитание, заносчивость, тщеславие, а второе – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние.

Он предложил формулу оценивания личностью самого себя. которая выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: самооценка = успех / уровень притязаний


Проблеме самооценки в достаточной мере посвящены работы известных психологов: И. С. Кона, В. В. Столина, А. Г. Спиркина, И. И. Чесноковой, Е. А. Серебряковой и др.

Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей жизнедеятельностью.

Е. А. Серебрякова в исследованиях уверенности в себе самооценку рассматривает по трем основаниям: устойчивости (устойчивая, неустойчивая), адекватности (адекватная, неадекватная) и уровню (высокая, средняя, низкая). По её мнению, уверенность в себе — это высокая стабильная самооценка.

Устойчивость самооценки зависит от успехов в разных видах деятельности человека. Она остаётся стабильна и при временных неудачах. В случаях высокой самооценки, человек  верит в себя,  преодолевая трудности и добиваясь поставленных целей, оставаясь независимым от мнений окружающих.

Что касается неустойчивой самооценки, то её обладатель подвержен влиянию мнения окружающих людей и в случае неуспеха, результат его деятельности, как правило, не стабилен. При успехе самооценка взлетает вверх (я всё могу), при даже незначительных неудачах, она падает до “пола” ( у меня ничего не получается).

Следующим критерием самооценки является её адекватность или неадекватность.

Человек с адекватной высокой самооценкой (объективная оценка себя) правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели. Во взаимодействии с людьми ведёт себя спокойно и уверенно. Достоинство и недостатки их воспринимает объективно, не завышая и не занижая их.

Высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел, увеличиваясь при успехе и снижаясь при неудаче.


Самооценка также бывает и неадекватной, чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

В случае неадекватной завышенной самооценки у человека сформировано искажённое представление о себе. Образ своей личности идеализируется, преувеличиваются свои возможности. Способности не опираются на реальное их развитие  и действительность воспринимается в искажённой форме.

Людям с завышенной самооценкой характерны такие черты характера как: высокомерие, бестактность. Они болезненно воспринимают критику в свой адрес, в то же время, любят критиковать и стремятся любой ценой завоевать лидирующую позицию.

В связи с этим, у них возникают трудности в общении с людьми. Они считают себя намного умней, талантливей других, и тем самым, вызывают раздражение окружающих.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости, отсутствию притязаний на успех, не веря в реализацию своих способностей. Такие люди избегают трудностей. У них преобладает мотивация избегания неудач. Они излишне критичны к себе и не ставят перед собой труднодостижимые цели.

Чаще всего они мыслят о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном. Они — носители тревожных состояний, и как правило, всё это приводит к формированию и закреплению «комплекса неполноценности». В следствии таких состояний, человек с заниженной самооценкой становится несамостоятельным, замкнутым и зависимым от других людей.

Психолог, психотерапевт, врач и писатель В.Л.Леви в книге “Искусство быть собой” предлагает пять типичных самооценок. Вы можете отнести себя к одной из них.

1. « Беспросветность » . Мое состояние постоянно, все время тягостно, мучительно, катастрофично; я абсолютно не такой, каким надлежит быть полноценному здоровому человеку; я совершенно не управляю собой – мое состояние управляет мною.

2. « Редкие проблески » . По большей части я чувствую и веду себя не так, как мне бы хотелось; лишь изредка бывают моменты, когда я чувствую себя полным хозяином самого себя и ощущаю гармонию в себе и между собою и миром. Эти мгновения, увы, редки, а я хотел бы сделать их постоянным фоном.

3. « С переменным успехом » . Не могу сказать, что доволен собой, но не хочу и хныкать. Всякое бывает. Периоды спада, потери настроения, тонуса и самоконтроля, конечно, возникают, иногда сами по себе, а чаще под влиянием довольно понятных причин. Но в общем-то, если хочу, почти всегда могу взять себя в руки. Не всегда хочу.

4. « В порядке » . В основном не могу на себя пожаловаться. Лишь в отдельные моменты – при сильной усталости, перегрузке – чувствую, что сохранять контроль за состоянием становится труднее. В эти моменты принимаю меры и легко привожу себя в норму.

5. « Полный блеск » . Я управляю состоянием своего тела и психики постоянно и непрерывно, не бывает момента, чтобы они в чем-нибудь меня не послушались. Каждое мгновение я целиком распоряжаюсь собой, независимо от внешних условий. По своему усмотрению, своим программам я задаю себе определенные состояния и без труда достигаю их. Я стопроцентно работоспособен, когда это необходимо, а когда можно, наслаждаюсь отдыхом, покоем и развлечениями. Мне всегда все удается.

В заключении статьи хочется отметить, что самооценка, как бы она не была сформирована родительским воспитанием в детском возрасте, высокая, низкая, адекватная или не адекватная, она поддаётся коррекции.

Для начала необходимо перестать сравнивать себя с другими, а сравнивать своё вчерашние развитие и достижения с сегодняшним. Всегда найдётся кто-то более личностно и профессионально  развит и т.п.

Начните исследовать и познавать себя. Выделите в себе те личностные и профессиональные качества которые станут вашим стержнем.

Найдите ту область занятий в которой вы сможете достичь наивысшего профессионального мастерства. То есть стать лучшим в выбранной деятельности.

И тогда проблема самооценки для вас уже не будет актуальной.

«Если не верить в себя самого, нельзя быть гением».                                                                                     Оноре де Бальзак

«Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот, внушает чувство, что вы можете стать великим». Марк Твен.

Уважаемый читатель, мне важно ваше мнение о статье!

Большая просьба оставлять комментарии, они дают возможность с разных точек зрения посмотреть на данный вопрос.

Спасибо!

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук