Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств

  Автор:
  131

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решитель­ностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисципли­нированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти во­левые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удоб­ны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

□ сознательное выполнение установленного в данной деятельности по­рядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

□ добровольное выполнение правил, установленных коллективом (клас­са, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

□ недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);

□ соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

□ выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и посто­янного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выпол­нить учебное, трудовое задание и т. п.);

□ умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ от­дохнуть и т. д.);

□ умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

□ умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного пове­дения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

□ Стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение дли­тельно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

□ умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

□ умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене кол­лектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

□ проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

□ умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслу­женном обвинении и т. д.);

□ умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контро­лировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

□ соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в дея­тельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

□ планирование своих действий и разумное их чередование; рациональ­ное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении об­становки.

Признаки решительности:

□ быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

□ выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;

□ проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

□ проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

□ участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

□ активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

□ стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Оценка силы волевых качеств

Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 — волевое качество очень сильно развито, 4 — сильно развито, 3 — слабо Развито, 2 — очень слабо развито, 1 — волевое качество не присуще данному субъекту (для большей точности оценка может быть выражена с десяты­ми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т. д.).

Общая оценка каждого волевого качества определяется как среднеариф­метическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на чис­ло оценивающих. Если среднеарифметическое равно 4 и выше, данное ка­чество проявляется сильно, в остальных случаях — волевое качество считается слабопроявляющимся. Так определяется сила каждого из изучае­мых волевых качеств.

Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество счи­тается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаружи­вается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и бо­лее раза в неделю или если два и более признака проявляются в среднем не менее двух раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более ред­ком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.

Таким образом, если волевое качество определенной силы и устойчиво­сти проявляется только в одном виде деятельности (учение, труд, спорт, об­щественная работа), можно считать, что это влияние мотива, интереса к дан­ной деятельности, если в двух и более видах деятельности — что это, скорее всего качество личности.

Источник: Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, «Практикум по возрастной психологии».

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук