ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ (ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА)

  Автор:
  409

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанных со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, и особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать только или личностную тревожность, или состояние тревожности либо еще более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Цель занятия. Оценка уровней личностной и ситуативной тревожности.

Оснащение. Бланк шкал самооценки Спилбергера, включающий инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).

Порядок работы. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности.

Бланк шкал самооценки Спилбергера

Фамилия, ………имя, …………отчество ……..

Дата ……………………………… Возраст ..

Образование …………

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.


п/п
СуждениеНет,это
не так
Пожалуй,
так
ВерноСовершенно
верно
1Я спокоен1234
2Мне ничто не угрожает1234
3Я нахожусь в напряжении1234
4Я внутренне скован1234
5Я чувствую себя свободно1234
6Я растроен1234
7Меня волнуют возможные неудачи1234
8Я ощущаю душевный покой1234
9Я встревожен1234
10Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения1234
11Я уверен в себе1234
12Я нервничаю1234
13Я не нахожу себе места1234
14Я взвинчен1234
15Я не чувствую скованности1234
16Я доволен1234
17Я озабочен1234
18Я слишком возбужден и мне не по себе1234
19Мне радостно1234
20Мне приятно1234


Шкала личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет


п/п
СуждениеНикогдаПочти
никогда
ЧастоПочти
всегда
21У меня бывает приподнятое настроение1234
22Я бываю раздражительным1234
23Я легко растраиваюсь1234
24Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие1234
25Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть1234
26Я чувствую прилив сил и желание работать1234
27Я спокоен, хладнокровен и собран1234
28Меня тревожат возможные трудности1234
29Я слишком переживаю из-за пустяков1234
30Я бываю вполне счастлив1234
31Я все принимаю близко к сердцу1234
32Мне не хватает уверености в себе1234
33Я чувствую себя беззащитным1234
34Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей1234
35У меня бывает хандра1234
36Я бываю доволен1234
37Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня1234
38Бывает, что я чувствую себя неудачником1234
39Я уравновешенный человек1234
40Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах1234

Обработка результатов

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности

С тЛ т
14321214321
24321221234
31234234321
41234241234
54321251234
61234264321
71234274321
84321281234
91234291234
104321304321
114321311234
121234321234
131234331234
141234341234
154321351234
164321364321
171234371234
181234381234
194321394321
204321401234

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендации для коррекции поведения испытуемого.

3. Вычисление среднегрупповых показателей СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

30 баллов — низкая,

31-44 балла — умеренная,

45 и более — высокая.

По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокими показателями тревожности следует формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица высоко- и низкотревожные.

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятий «личностная тревожность» и «ситуативная тревожность»?

2. Какие факторы влияют на уровень тревожности?

3. Каким образом можно снизить высокую тревожность?

4. Что такое оптимальный уровень тревожности?

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук