КАРТА ИНТЕРЕСОВ А.Е. ГОЛОМШТОКА

  Автор:
  1383

Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности.

Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии.
Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Использование данной методики позволяет предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности.

Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк — лист ответов к карте интересов. Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывают либо педагог, либо сами учащиеся.

Для проведения исследования потребуется карта интересов — вопросник из 174 вопросов, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности.

Лист ответов к карте интересов состоит из 29 столбцов и 8 строк, в каждой строке по 29 вопросов (1-я строка: 1, 2, 3, 4, 5, 6…29; 2-я строка: 30, 31, 32, 33, 34, 35…58; 3-я строка: 59, 60, 61, 62, 63…87; 4-я строка: 88, 89, 90, 91, 92…116; 5-я строка: 117, 118, 119, 120, 121…145; 6-я строка: 146, 147, 148, 149, 150… 174; 7-я строка: + (строчка, в которой надо отмечать положительные ответы); 8-я строка: — (строчка, в которой надо отмечать отрицательные ответы).

Заполнение бланка ответов может выполняться индивидуально или в группе.

Инструкция испытуемому:

«Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если Вы убедились не раз, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса («++»),
если просто нравится — один плюс («+»),
если не знаете, сомневаетесь — ноль («0»),
если не нравится — один минус («-«),
а если очень не нравиться — два минуса («—«).
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

Время заполнения листа не ограничивается».

Карта интересов

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

  1. Знакомиться с жизнью растений и животных.
  2. Занятия и чтение книг по географии.
  3. Читать художественную или научно-папулярную литературу о геологических экспедициях.
  4. Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
  5. Выполнять ежедневную домашнюю работу.
  6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.
  7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
  8. Читать технические журналы.
  9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
  10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
  11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
  12. Узнавать о достижениях в области строительства.
  13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
  14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
  15. Знакомиться с военной техникой.
  16. Читать книги об исторических событиях.
  17. Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
  18. Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
  19. Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.
  20. Интересоваться педагогической работой.
  21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции
  22. Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
  23. Читать книги из серии «Занимательная математика».
  24. Изучать экономическую географию.
  25. Заниматься иностранным языком.
  26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
  27. Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.
  28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.
  29. Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.
  30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.
  31. Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.
  32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
  33. Интересоваться достижениями медицины.
  34. Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
  35. Читать книги из серии «Занимательная физика».
  36. Изучать химические явления в природе.
  37. Знакомиться с новейшими достижениями техники.
  38. Интересоваться работой радиотехника, электрика.
  39. Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.
  40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
  41. Наблюдать за работой строителей.
  42. Читать литературу о средствах передвижения.
  43. Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
  44. Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.
  45. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
  46. Читать литературно-критические статьи.
  47. Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
  48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
  49. Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.
  50. Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
  51. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.
  52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
  53. Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
  54. Читать художественную литературу на иностранном языке.
  55. Заниматься художественным оформлением праздников.
  56. Посещать театр.
  57. Слушать оперную или симфоническую музыку.
  58. Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
  59. Посещать дополнительные занятия по биологии.
  60. Посещать дополнительные занятия по географии.
  61. Коллекционировать минералы.
  62. Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.
  63. Готовить обед дома.
  64. Осуществлять демонстрацию физических опытов.
  65. Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
  66. Ремонтировать различные механизмы.
  67. Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).
  68. Конструировать различные предметы и детали из металла.
  69. Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
  70. Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
  71. Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
  72. Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
  73. Заниматься спортивной стрельбой.
  74. Изучать историю возникновения различных народов и государств.
  75. Писать стихи.
  76. Наблюдать за проведением и жизнью других людей.
  77. Выполнять организационную общественную работу.
  78. Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
  79. Устанавливать дисциплину среди сверстников.
  80. Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).
  81. Участвовать в математических олимпиадах.
  82. Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
  83. Слушать радиопередачи на иностранном языке.
  84. Посещать музеи, художественные выставки.
  85. Публично выступать.
  86. Играть на музыкальном инструменте.
  87. Участвовать в спортивных соревнованиях.
  88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
  89. Собирать книги по географии.
  90. Посещать краеведческий музей.
  91. Вникать в работу врача, фармацевта.
  92. Шить для себя.
  93. Интересоваться физикой.
  94. Интересоваться химией.
  95. Работать с техникой.
  96. Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
  97. Заниматься слесарным делом.
  98. Выполнять столярные работы.
  99. Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
  100. Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.
  101. Быть членом гребных и яхт-клубов.
  102. Участвовать в военизированных играх.
  103. Знакомиться с историческими местами.
  104. Быть членом литературного клуба.
  105. Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
  106. Публично выступать с сообщениями и докладами.
  107. Организовывать работу детей.
  108. Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
  109. Оказывать различные услуги другим людям.
  110. Решать сложные математические задачи.
  111. Точно вести расчет своих денежных средств.
  112. Посещать курсы по изучению иностранного языка.
  113. Заниматься в художественной секции.
  114. Участвовать в художественной самодеятельности.
  115. Посещать музыкальную школу.
  116. Заниматься в спортивной секции.
  117. Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
  118. Путешествовать.
  119. Принимать участие в геологической экспедиции.
  120. Ухаживать за больными.
  121. Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
  122. Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
  123. Решать сложные задачи по химии.
  124. Разбираться в технических схемах и чертежах.
  125. Разбираться в сложных радиосхемах.
  126. Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
  127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
  128. Помогать в строительных работах.
  129. Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
  130. Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
  131. Строго выполнять распорядок дня.
  132. Публично выступать с докладами на исторические темы.
  133. Работать с литературными источниками.
  134. Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
  135. Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
  136. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.
  137. Помогать работникам милиции.
  138. Постоянно общаться с различными людьми.
  139. Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
  140. Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
  141. Общаться на иностранном языке.
  142. Участвовать в художественных выставках.
  143. Принимать участие в театральных постановках.
  144. Участвовать в музыкальных конкурсах.
  145. Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
  146. Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
  147. Проводить топографическую съемку местности.
  148. Совершать длительные, трудные походы.
  149. Интересоваться деятельностью медицинских работников.
  150. Шить, кроить, создавать модели одежды.
  151. Решать сложные задачи по физике.
  152. Посещать с экскурсиями химические предприятия.
  153. Участвовать в выставках технического творчества.
  154. Ремонтировать аудиотехнику.
  155. Работать на станке.
  156. Выполнять по чертежам столярные работы.
  157. Принимать сезонное участие в строительстве.
  158. Изучать правила дорожного движения для водителей.
  159. Изучать морское дело.
  160. Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
  161. Знакомиться с историческими местами родного края.
  162. Писать рассказы.
  163. Писать заметки или очерки в газету.
  164. Выполнять общественные поручения.
  165. Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
  166. Изучать законодательные документы, гражданское право.
  167. Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
  168. Выполнять математические расчеты по формулам.
  169. Интересоваться проблемами региональной экономики.
  170. Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
  171. Посещать художественные музеи.
  172. Играть на сцене в спектаклях.
  173. Слушать классическую музыку.
  174. Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.

 

В заполненном листе ответов в каждом из столбцов подсчитывается количество положительных ответов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым числом положительных ответов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те их них, которые содержат наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы с наибольшим количеством отрицательных ответов, отвергаемые оптантом. Столбцы с преобладанием плюсов необходимо учитывать прежде всего при оценке направленности интересов ученика. Однако обоснованные советы по выбору профессии могут быть сделаны только после анализов столбцов с наибольшим количеством минусов и специальной индивидуальной беседы с учащимся.

Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности, что имеет особое значение в формировании мотивации выбора будущей профессии. Оценка степени выраженности или отрицания интереса осуществляется путем подсчета количества плюсов и минусов в каждом столбце, после чего можно выделить те учебные предметы или вид деятельности, которые либо принимаются учащимся, либо отрицаются:

Количество набранных плюсов Характеристика выраженности
или минусов интереса
От —12 до —6 Высшая степень отрицания
От —5 до —1 Интерес отрицается
От +1 до +4 Интерес выражен слабо
От +5 до +7 Выраженный интерес
От +8 до + 12 Ярко выраженный интерес

 

1. Биология 15. Военные специальности
2. География 16. История
3. Геология 17. Литература
4. Медицина 18. Журналистика
5. Легкая и пищевая промышленность 19. Общественная деятельность
20. Педагогика
6. Физика 21. Право, юриспруденция
7. Химия 22. Сфера обслуживания, торговля
8. Техника 23. Математика
9. Электро- и радиотехника 24. Экономика
10. Металлообработка 25. Иностранные языки
11. Деревообработка 26. Изобразительное искусство
12. Строительство 27. Сценическое искусство
13. Транспорт 28. Музыка
14. Авиация, морское дело 29. Физкультура и спорт

Источник: Настольная книга практического психолога Е.И. Рогов, книга 1.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук