Методика «Направленность личности»

  Автор:
  149

Эта методика, имеющая ещё название «Ориентировочная анкета», позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоот­ношения и на задание (деловая направленность).

Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как человека, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения неза­висимо от того, какую работу и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетво­рить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессив­ным или господствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реаги­рует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимуществен­но собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на взаимоотношения Отражает интенсивность, с которой человек старается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на по­верхности», что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на задание Отражает интенсивность, с которой человек выполняет задание, решает проблемы, и то, в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные инте­ресы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это по­высит эффективность группы. В коллективе он стремится отстоять свое мнение, которое считает полезным для работы.

Проведение исследования

Инструкция. Вам предлагается ряд неоконченных предложений (ут­верждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (отве­та), обозначенные буквами А, Б, Б.

Дав ответы по опроснику, вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. Из ответов по каждой позиции выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа запишите в графе «больше всего» бланка для ответов. Затем выберите ответ, менее всего соответствую­щий вашему мнению, и поставьте его букву в графе «меньше всего».

 Бланк для ответов

№п/п Больше всего Меньше всего
1 А, Б, В А, Б, В
2 А, Б, В А, Б, В

30 А, Б, В А, Б, В

Текст опросника

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение:

А) высокая оценка твоей работы;

Б) сознание того, что работа выполнена хорошо;

В) сознание того, что находишься серди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А) тренером;

Б) известным игроком;

В) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, кто:

А) имеют индивидуальный подход к учащимся;

Б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

В) создают доброжелательную атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, кто:

А) не скрывает, что некоторые люди им несимпатичны;

Б) вызывает у всех дух соревнования;

В) создает представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.

5. Я рад, если мои друзья:

А) помогают другим при всякой возможности;

Б) всегда верны и надежны;

В) интеллигентны, имеют широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

А) с которыми складываются хорошие отношения;

Б) которые могут сделать больше, чем другие;

В) на которых всегда можно положиться.

7. Я хотел бы быть таким, как те:

А) кто добился жизненного успеха;

Б) кто может быть увлеченным человеком;

В) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А) научным работником;

Б) начальником отдела;

В) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил: ‘

А) игры с друзьями;

Б) успевать во всех своих делах;

В) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

А) я встречаю препятствия в своих занятиях;

Б) ухудшаются дружеские отношения;

В) меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться в:

А) подготовке учащихся к работе по специальности;

Б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

В) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А) недемократичная атмосфера;

Б) человек теряет индивидуальность в общей массе;

В) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А) для общения с друзьями;

Б) для любимых дел и самообразования;

В) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда:

А) работаю с симпатичными людьми;

Б) для любимых дел и самообразования;

В) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

А) другие ценят меня;

Б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

В) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы:

А) отметили мои успехи в делах;

Б) похвалили меня за мою работу;

В) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером
команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель:

А) имеет индивидуальный подход ко мне;

Б) Стимулирует меня на более интенсивный труд;

В) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А) оскорбление личного достоинства;

Б) неуспех при выполнении важного задания;

В) потеря друзей.

!9. Больше всего я ценю:

А) личный успех;

Б) общую, совместную работу;

В) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые:

А) действительно радуются выполненной работе;

Б) с удовольствием работают совместно;

В) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А) ссоры и споры;

Б) неприятие всего нового;

В) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы:

А) чтобы окружающие считали меня своим другом;

Б) помогать другим в общем деле; »

В) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство (начальника), которое:

А) требовательно;

Б) пользуется авторитетом;

В) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе:

А) решения принимались совместно;

Б) была возможность самостоятельно решать проблемы;

В) начальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы прочитать книгу:

А) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми;

Б) о жизни замечательного, известного человека;

В) из серии «сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть:

А) дирижером;

Б) солистом;

В) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу:

А) увлекаясь детективными фильмами;

Б) в развлечениях с друзьями;

В) занимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее:

А) подготовить интересный конкурс;

Б) выиграть в конкурсе;

В) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать:

А) что я хочу сделать;

Б) как достичь цели;

В) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А) другие были довольны им;

Б) выполнить прежде всего свою задачу;

В) не нужно было укорять его за работу.

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 бал­ла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов.

Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испы­туемый ставит все буквы во вторую рубрику).

Направленности человека на себя соответствуют ответы с номерами 1а, 26, За, 4а, 56, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.

Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами с номе­рами 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86, 9а, 106, 11в, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196, 206, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание определяется по ответам с номерами 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, 11а, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук