Отношение к собственным чувствам и чувствам партнёра

  Автор:
  334

С самого детства нас приучают сдерживать, а потом и скрывать свои чувства. За одни чувства нам внушают позитивное отношения к ним, а за другие отрицательное. А со временем мы вообще начинаем в них путаться, да и не редко не осознавать, не понимать, что с нами происходит, какие эмоции и чувства мы испытываем.

А в действительности наши эмоции это тот проводник между нами и нашим окружение, внешним миром, который даём нам возможность адаптироваться и выживать в нём. И правда в том, что нет хороших или плохих эмоций. Каждой эмоции отводится определённая функция: гнев — стимул бороться с проблемами, страх — позволяет уберечь от опасности, отвращение — отказаться от того, что вредно для здоровья и т.д. Так, например, сигнал тревоги должен звучать до тех пор, пока опасность не будет устранена. А положительные эмоции, их значительно меньше, чем отрицательных – это сигнал возвращенного благополучия, и поэтому они длятся недолго.

В статье представлены, права на проявление своих чувства; техники, упражнения на выражения и отражения позитивных, негативных чувств, как своих, так и людей вашего окружения.

Права на чувства.

  • Я имею право на любые чувства — как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.
  • Никто лучше меня не знает моих чувств.
  • Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.
  • Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.
  • Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.
  • Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.
  • Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.

Выражение негативных чувств

  1. Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то неприятное.
  2. Объективно опишите ситуацию — так как ее можно было бы увидеть через окошко видеокамеры.
  3. Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).
  4. Назовите чувство (чувства) «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.
  5. Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.
  6. Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой, позой, интонациями.
  7. Расскажите, чего вы хотите в связи с этим (о своих желаниях).
  8. Выслушайте партнера и скажите, что вы его понимаете.
  9. Повторите еще раз, начиная с пункта 2.

Выражение позитивных чувств

  • Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то для вас приятное.
  • Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).
  • Назовите чувство «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.
  • Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.
  • Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой, позой, интонациями.

Так же важно уметь не только выражать свои чувства, но и отражать чувства другого человека.

Открытое отражение позитивных чувств

Задача открытого отражения позитивных чувств возникает тогда, когда партнер начинает говорить о приятных для него чувствах или когда мы эти чувства видим, но он сам нам о них не говорит. Задача, собственно, возникает двоякая: с одной стороны, дать понять, что чувства партнера (а значит, и он сам) нам интересны, с другой — помочь выразить чувства.

Схема отражения позитивных чувств партнера выглядит следующим образом.

Схема. Отражение (пересказ) позитивных чувств партнера

  • Помогайте партнеру выражать его чувства, слушайте его внимательно.
  • Повторяйте своими словами то, что сказал вам партнер: этим вы показываете ему, что вы его понимаете.
  • Помогайте партнеру прояснить его чувства, обращайте внимание на его чувства и называйте их по имени.
  • Сообщайте партнеру, как его слова действуют на вас, то есть выражайте свои собственные чувства. Используйте при этом местоимение «я» («мне», «меня»).
  • Постарайтесь подкрепить свои слова делом — действиями, мимикой,позой, интонациями.
  • Помните, что партнер тоже имеет право на свои собственные чувства по любому поводу. Не стоит их оспаривать или высмеивать. Просто перескажите их.

Упражнение «Выражение и отражение чувств»

Цель: развитие умения вербализовать позитивные и негативные эмоции и чувства.

Выражение негативных эмоций.

Инструкция «Вспомните ситуацию, в которой партнер доставил вам неприятные чувства. Объективно опишите ситуацию, назовите свои чувства, вызванные конкретным поступком партнера. Конкретно сформулируйте свои желания по отношению к партнеру. Внимательно слушайте партнера, отражайте его чувства, но сохраняйте спокойствие и настойчивость. Повторите еще 2 раза свои чувства и желания. Поблагодарите партнера за то, что он вас выслушал».

Требования к выражению отрицательных эмоций: сообщение партнеру начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня» (Я сержусь, Мне страшно, Меня огорчает), далее называются испытываемые эмоции (гнев, страх, тревога, вина, стыд, печаль, отвращение, презрение, разочарование, обида, досада и др.), описывается поступок партнера, способствующий появлению названных эмоций, и, наконец, в позитивной форме (в форме утверждения, а не отрицания) перечисляются просьбы, пожелания или требования к партнеру.

Обсуждение. Выражены ли были желания в форме конкретного поведения? Были ли названы чувства? Удалось ли участнику не дать втянуть себя в дискуссию? Соответствовало ли вербальное поведении невербальному?

Выражение позитивных эмоций.

Инструкция «Вспомните ситуации, в которой близкий человек своим поведением вызвал у вас приятные чувства. В ясной форме выразите позитивные чувства партнеру и укажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства. Сообщение партнеру начинается с местоимений «Я», «Мне», «Меня» (Я горжусь, Мне приятно, радостно, Меня радует). Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Если в ответ услышите отговорки – будьте настойчивы, повторите несколько раз».

Обсуждение. Соответствовало ли невербальное поведение вербальному? Насколько точно было описано вызвавшее радость поведение? Что было самым сложным при выражении чувств?

Отражение позитивных эмоций.

Инструкция «Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал приятные чувства. Выслушайте партнера и максимально точно перескажите чувства, о которых он хочет рассказать. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Если партнер молчит, помогите ему прояснить его чувства, называя их по имени (ты сегодня в восторге от…, я вижу ты наполнен радостью и хочешь ею поделиться и т.д.). Помните, что партнер имеет право на собственные чувства, которые не стоит оспаривать или высмеивать».

Обсуждение. Точно ли были отражены чувства? Принимались ли чувства партнера такими, какие они есть, или оспаривались и корректировались?

Отражение негативных эмоций.

Инструкция «Вспомните ситуацию, в которой близкий вам человек испытывал неприятные чувства. Максимально точно перескажите чувства, которые испытывает партнер. Если партнер молчит, начинайте сами, например фразой «Я вижу, ты чем-то очень расстроен и хотел бы тебе помочь».

Обсуждение. Точно ли были отражены чувства? Принимались ли чувства партнера такими, какие они есть, или оспаривались и корректировались?

Обсуждение. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения? Какой опыт вы извлекли из него, чему вы научились? Что вы будете использовать в дальнейшей жизни?

Упражнение. Отражение чувств

Инструкция.  Используя выше представленные схемы выражения и отражения позитивных и негативных эмоций, потренируйтесь с партнёром в их передаче. Следите за соответствием вербального (речь) и невербального (жесты, мимика, интонации) поведения.

Следите, пожалуйста, за тем, чтобы разговор шел действительно о чувствах и лишь время от времени переходил в плоскость оценок.

По 10-бальной шкале оцените степень сложности выражения или отражения позитивных и негативных эмоций.

Для оценки используйте, следующие шкалы:

Сложность: 1 — нет ничего проще, 5 — средняя степень сложности, 10 — почти невозможно для меня.

Обсуждение.

Точно ли были отражены чувства?

Принимались ли чувства партнера такими, какие они есть, или оспаривались и корректировались?

Частота использования: отметьте, в скольки процентах случаев вы используете те или иные выражения и отражения чувств и эмоций.

Помните, то, что чувства партнера — это его собственность, их следует уважать.

 

Домашнее задание. Вам необходимо внимательно следить за чувствами партнера. Используйте любую возможность для того, чтобы отразить его позитивные чувства. Но не забывайте о выражении и своих эмоций.

примерные ситуации:

  1. Жена встала пораньше и приготовила завтрак.
  2. Муж сам выстирал свои носки и рубашки.
  3. Друг согласился помочь при переезде, еще и своих друзей обещал привести.
  4. Дочь вовремя вернулась с прогулки.
  5. Сын по собственной инициативе почистил обувь себе и вам.
  6. Сосед по лестничной площадке убрал в подъезде.
  7. Ребенок сам сделал уроки и на следующий день получил отличную оценку.
  8. Выступление мужа перед советом директоров имело успех.
  9. Жена специально красиво оделась к возвращению мужа из командировки.
  10. Пожилые родители принесли в подарок варенье, которое сварили специально для вас.

Для закрепление этого навыка, важно делать записи отражений и реакций чувств, периодически анализируя.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук