Права человека

  Автор:
  606

Право самому быть судьей над самим собой

Для более уверенного поведения нам необходимо научиться отстаивать свои потребности, интересы, мнения.

Человек имеет право быть последним судьей над са­мим собой и над своими поступками.

Когда мы становимся судьей самому себе, мы учимся находить собственные способы, независимо оценивать своё поведение.

Вот перечень прав, предложенный Мануэлем Смитом.

Право первое:

Отстаивать своё мнение — основа для здорового проявления личности в любых человеческих отношениях.

Это фундамент, на котором мы создаем позитивные от­ношения с людьми — такие, как доверие, сострадание, теп­лота, близость, любовь.

Права личности придают нам уве­ренность в себе. Без уверенности доверие уступает место подозрительности, сострадание превращается в цинизм, теп­лота и близость исчезают, а то, что мы называем любовью, приобретает «оскомину».

Первый шаг обретения уверенности в себе — это осознание того, что никто не сможет управлять вашими эмоциями, если вы не допустите этого.

Чтобы избавиться от манипулирования своими чувствами и поступками, вы должны прежде всего признать, что вами действительно пытаются манипулировать.

Проанализируйте их до­воды и поступки {тех, кто пытается манипулировать), а также их влияние на ваше поведение.

Вам придется, кроме того, под­вергнуть сомнению сформированные в детстве представления и идеи, в которых были воспитаны многие из нас и которые позволяют другим людям управлять нами.

Право Второе:

Вы имеете право не оправдываться и не извиняться за свое пове­дение.

Если вы уверенный в себе человек, вам нет нужды объяснять свое поведение другим, чтобы они решали: правильно ли оно, неправильно ли, корректно или некорректно, и т. п.

Конечно, люди всегда имеют право высказать вам, что им не нравится то, что вы делаете.

Вы же, в свою очередь, имеете право проигнорировать их замечания, или найти компромисс, или, пощадив их чувства, с уважением отнестись к их пожеланиям и полностью изменить свое поведение.

Зависимость от мнения других людей формируется на основе детского представления, которое звучит так:

  • вы долж­ны объяснять свое поведение другим людям, потому что вы несете перед ними ответственность за свои действия. ‘Вы должны оправдываться за свои поступки перед ними.

Это не так.

Право Третье:

Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).

Каждый из нас полностью отвечает за свое благополучие, счастье и успех в жизни. Как бы мы ни желали добра друг другу, у нас нет возможности создавать благополучие или счастье кому-то еще.

Мы можете время от времени делать приятное кому-то, исполнять его пожелания, но этот человек должен сам испытать тяжесть, пот, боль и страх поражений и так строить свою жизнь, чтобы быть здоровым и счастливым.

Каждый из нас должен сам решать свои проблемы и учиться справляться с ними. Это отражено в одном из первых принципов современной психотерапии.

Люди, занимающиеся этим врачебным искусством, знают, что само «лечение» не решает проблем пациента, но помогает ему достичь состояния разрешать их.

Можно иногда помочь консультацией или советом, но человек, имеющий проблемы, сам несет ответственность за их разрешение.

Право Четвёртое:

Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.

Все мы — люди, и нам свойственно меняться. Мы передумываем, выбираем то, что лучше; наши интересы с течени­ем времени и в зависимости от условий меняются.

Очевидно, что наш выбор в одной ситуации работает на нас, в другой — против нас. Чтобы не утратить здравого смысла и успешно добиваться своего благополучия и счастья, мы должны при­знать: перемена мнения — это нормальная и здоровая реакция.

Но, если вы передумали, другие люди могут сопротив­ляться вашему новому выбору. Они используют при этом манипуляцию, основанную на следующем детском представлении:

  • вы не должны передумывать после того, как вы уже приняли решение (и дали знать об этом другим). Если вы изменяете свое мнение, то что-то не так. Вы должны оправдывать свой новый выбор или признать, что вы ошиблись. Если же вы заблуждаетесь сейчас, вы показываете, что вы безответственны; вполне вероятно, что вы снова ошибетесь, и тем самым создадите новые проблемы. Значит, вы не в состоянии принимать самостоятельные решения.

Право Пятое:

Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.

«Пусть тот, кто без греха, первым бросит в нее ка­мень».  Это библейское изречение не только призывает нас относиться с состраданием и терпимостью к человеческому несовершенству, но и то, что в нем содержится более практическое наблюдение: все мы несовершенны.

Ошибаться — часть человеческого суще­ствования. Наше неотъемлемое право делать ошибки и от­вечать за них  просто характеризует реальность человеческой жизни.

Мы должны признать: ошибки — это всего лишь ошибки, и ничего более. В противоположном случае мы можем стать объектами для манипуляций.

Нами легко мани­пулировать в том случае, если мы верим, что ошибки — «зло»,  и мы «не должны»  их совершать; а уж если допу­стили промах, надо его исправить «правильным»  поведением.

За ошибки надо платить — так считают другие, и на этом основании они, напоминая нам наши прошлые ошиб­ки, управляют нашим последующим поведением.

Детское представление, на котором строится эта манипуляция, та­ково:

  • вы не должны совершать ошибок. Ошибки — это зло, которое создает неприятности другим людям. Если вы совершаете ошибки, вы должны чувствовать свою вину. Вы не умеете вести себя должным образом и принимать достойные решения. Чтобы вы не могли вы­звать новых проблем, ваше поведение и решения долж­ны контролироваться другими людьми. Только таким образом вы можете компенсировать то зло, которое вы им причинили.

Как и в предыдущих случаях, основанное на этом пред­ставлении поведение мы встречаем в повседневной жизни.

Право Шестое:

Вы имеете право сказать:

«Я не знаю ».

Еще одно ваше законное право — принимать решение, даже если вы не знаете всего, что за этим последует.

Вы имеете право сказать: «не знаю», — если вы не знаете ответа на вопрос.

Конечно, если вы до того, как начнете что-то делать, спросите себя, какими могут быть последствия ваших действий, вы, скорее всего, многое не сможете пред­видеть.

А этого очень хочется людям, манипулирующим вами. Они считают, что вы должны  предвидеть последствия своих поступков.

Манипуляции строятся на основе следующего неверного постулата:

  • у вас должны быть ответы на любые вопросы о возможных последствиях ваших действий; ведь если у вас нет ответов, значит, вы не осознаете того, какие проблемы можете создать другим людям, и тогда вы безответственны и вас надо контролировать.

Манипулирование, основанное на привитом в детстве убеждении, что вы должны знать ответы на любые возможные вопросы. Его обычно можно узнать по таким вопросам как «Что бы произошло, если… ? Как ты думаешь… ? Как бы ты себя чувствовал, если… ?»

Право Седьмое:

Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.

«Ни один человек не есть остров в океане», — сказал английский поэт Джон Донн, и это имеет великий смысл.

Но кто-то делает следующий шаг и говорит, что все люди — ваши братья и друзья. Это выходит уже за рамки не только литера­туры, но и здравого смысла.

Что бы вы или я ни делали, всегда найдется кто-то, кому это не понравится, а кто-то в результате, возможно, будет оскорблен в своих чувствах.

Допустим, вы считаете: для того, чтобы успешно общаться с кем-нибудь, пер­вое, что необходимо — это добиться его дружеского или брат­ского расположения к вам.

В этом случае вы открываете себя для манипулирования, и оно будет тем сильнее, чем больше ваша потребность в этой доброжелательности.

В действитель­ности вам не требуется расположение других людей, чтобы взаимодействовать с ними эффективно и с пользой для дела.

Перефразировав Джона Донна, можно сказать: «Мы, люди, даже если „отсечём» всех от себя, все равно не станем полностью изолированными островами. Но мы можем быть замечательными полуостровами, если будем чувствительны к нуждам только тех немногих людей, которые нам очень близ­ки в нашей жизни».

Люди, с которыми мы общаемся в дело­вой сфере или как с авторитетами, могут менять свое отноше­ние к нам постоянно, но это не мешает нам работать с ними, даже если мы им не нравимся.

Право Восьмое:

Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.

Логика — это ход рассуждений, который мы использу­ем, чтобы принять какое-то свое решение. Однако не все логичные утверждения истинны.

К тому же, логичные умозаключения не всегда и не в любой ситуации могут спасти нас от вмешательства реальности.

Особенно мало помогает логика, когда речь идет о чувствах, желаниях, устремлениях.

Логика и абстрактные рассуждения строятся на таких категориях, как «да»  — «нет»,  черное—белое, все или ничего.

Но в реальной жизни наши желания и эмоции не поддаются столь категоричным оценкам. Мы часто испытываем противоречивые чувства к чему-то или к кому-то.

В разное время и в различных обстоятельствах мы можем испытывать одни и те же эмоции в разной степени, хотеть противоположного в одно и то же время. И здесь логика бессильна.

Логические умозаключения также редко помогают нам понять, почему мы хотим именно этого, редко разрешают мучающие нас противоречия.

Право Девятое:

Вы имеете право сказать:

«Я не понимаю».

Сократ_ заметил: истинная мудрость приходит к каждому из нас тогда, когда мы осознаем, как мало мы понимаем в жизни, в самих себе, в мире вокруг нас.

Его наблюдение удачно характеризует одну из сторон человеческого сущест­вования. Мы все не столь находчивы и восприимчивы, чтобы абсолютно понимать хотя бы большую часть того, что про­исходит вокруг. И все же ограниченность человеческих спо­собностей не мешает нам жить.

Знание приходит с опытом, и наш опыт общения с другими людьми показывает, что мы не всегда понимаем намерений и желаний других людей. Мало кто из нас вообще умеет читать чужие мысли, никто не мо­жет читать чужие мысли очень хорошо, и тем не менее, многие пытаются с помощью намеков, недомолвок и подска­зок заставить нас делать то, что они хотят.

Детское убежде­ние, на котором строится этот тип манипуляций, примерно таково:

  • чтобы жить без разногласий, вы должны предвосхищать нужды других людей и быть восприимчивым к ним. Предполагается, что вы и так понимаете их нуж­ды, вам не нужно о них говорить. Если же вы не понима­ете этого, пока вам не начинают постоянно об этом говорить, то, значит, вы не в состоянии жить в гармо­нии с другими людьми, вы — человек безответственный и ничего не знающий.

Право Десятое:

Вы имеете право сказать: «Мне наплевать…», «Меня не волну­ет…», «Меня не интересует…»

Как вы видите, большинство наших прав частично пересекаются друг с другом, поскольку они всего лишь более частные проявления самого первого права: быть конечным судьей самому себе.

Также много общего в тех обычных убеждениях, на которых строится манипулирование вашим поведением другими людьми, ибо все это сводится к одному: вы не судья самому себе.

Из такого убеждения следует, хоть вы и несовершенны, как и всякое человеческое существо, вы должны  стремиться к совершенству.

Если, по воле небес, вы не можете улучшить себя, вы должны,  по крайней мере, хотеть  улучшить свою человеческую сущность.

Если вы раз­деляете такое представление, вы открыты для всевозмож­ных манипуляций; число способов управления вашим поведе­нием ограничивается лишь изобретательностью других лю­дей.

Это убеждение звучит примерно так:

  • поскольку вы че­ловек, вы ничтожны и у вас много пороков. Вы. должны стараться преодолеть свои человеческие слабости и все­ми силами «улучшать» себя, пока не достигнете совер­шенства во всем. Вам вряд ли это удастся, но вы все-таки должны хотеть совершенствоваться. Если кто-то^ вам укажет, каким образом вы можете улучшить себя, вы обязаны последовать его наставлению. Если вы этого не сделаете, то вы — испорченный, ленивый, недоразви­тый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего.

Это представление, бесконечно на­ивно. Если вы решились стать совершенством (даже если вы уверены в себе!), вас ждут разочарования и огорчения.

Однако, у вас есть право считать, что вам плевать на то, что надо  быть совершенством; тем более, что одни считают совершен­ством то, что для других — извращение.

Подобные права легче будет отстаивать тогда, когда человек владеет разными техниками общения, например, техники: “Заигранная пластинка”, “Игра в туман”, “Негативное заявление”, “Негативные расспросы”.

Уважаемый читатель, мне важно ваше мнение о статье!

Большая просьба оставлять комментарии, они дают возможность с разных точек зрения посмотреть на данный вопрос.

Спасибо!

 

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук