Тест эмоционального интеллекта Люсина

  Автор:
  1116

Тест (опросник) эмоционального интеллекта Люсина — психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.

Опросник ЭмИн был проведён на 218 испытуемых. Эта выборка состояла из 187 студентов вузов Москвы и Великого Новгорода, обучавшихся по специальностям «психолог» и «менеджер», и 31 специалиста различного профиля. В неё входило 62 (28%) испытуемых мужского пола и 156 (72%) испытуемых женского пола, средний возраст испытуемых 21,8 года.

Для оценки надёжности ЭмИн вычислялись показатели внутренней согласованности α Кронбаха по всем шкалам и субшкалам. Внутренняя согласованность основных шкал 0,80 и выше, что является достаточно высокими показателями для опросников. Внутренняя согласованность субшкал несколько ниже (в районе 0,7), но и её можно признать удовлетворительной, за исключением субшкалы ВЭ (0,51).

Для изучения внутренней структуры опросника и её соответствия предложенным шкалам был проведён факторный анализ. Факторы выделялись методом главных компонент. Мера адекватности выборки KMO оказалась равна 0,790, значимость коэффициента сферичности Бартлетта меньше 0,001. Это свидетельствует о высокой надёжности вычисления корреляционной матрицы.

В окончательном виде опросник ЭмИн состоит из 46 утверждений, по отношению к которым испытуемый должен выразить степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу:

  • совсем не согласен;
  • скорее не согласен;
  • скорее согласен;
  • полностью согласен.

Эти утверждения объединяются в пять субшкал, которые, в свою очередь, объединяются в четыре шкалы более общего порядка:

   МЭИ Межличностный эмоциональный интеллект  ВЭИ Внутриличностный эмоциональный интеллект
  ПЭ Понимание эмоций  МП Понимание чужих эмоций  ВП Понимание своих эмоций
 УЭ Управление эмоциями  МУ Управление чужими эмоциями  ВУ Управление своими эмоциями; ВЭ контроль экспрессии

  • Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
  • Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
  • Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
  • Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
  • Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
  • Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
  • Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
  • Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
  • Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций

Инструкция: выразите степень своего согласия, используя четырёхбалльную шкалу:

  • совсем не согласен — 0;
  • скорее не согласен — 1;
  • скорее согласен — 2;
  • полностью согласен — 3.
Опросник:
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться
9. Я умею улучшить настроение окружающих
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей
14. Когда я злюсь, я знаю, почему
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций
24. Если надо, я могу разозлить человека
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса
30. Я не умею управлять эмоциями других людей
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые
33. Мне трудно справляться с плохим настроением
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями
37. Я умею контролировать свои эмоции
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей
43. Я не умею преодолевать страх
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются
Бланк ответов

Интерпретация

Сырые баллы

Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значению ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных значениях:

Вариант ответа В прямых значениях В обратных значениях
совсем не согласен 0 баллов 3 балла
скорее не согласен 1 балл 2 балла
скорее согласен 2 балла 1 балл
полностью согласен 3 балла 0 баллов
Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Понимание чужих эмоций 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34 38, 42, 46
Управление чужими эмоциями 9, 15, 17, 24, 36 2, 5, 30, 40, 44
Понимание своих эмоций 7, 14, 26 8, 18, 22, 31, 35, 41, 45
Управление своими эмоциями 4, 25, 28, 37 12, 33, 43
Контроль экспрессии 19, 21, 23 6, 10, 16, 39
Межличностный эмоциональный интеллект 1, 3, 9, 11, 13, 15, 17, 20, 24, 27, 29, 32, 34, 36 2, 5, 30, 38, 40, 42, 44, 46
Внутриличностный эмоциональный интеллект 4, 7, 14, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 37 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 31, 33, 35, 39, 41, 43, 45
Понимание эмоций 1, 3, 7, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 29, 32, 34 8, 18, 22, 31, 35, 38, 41, 42, 45, 46
Управление эмоциями 4, 9, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 25, 28, 36, 37 2, 5, 6, 10, 12, 16, 30, 33, 39, 40, 43, 44
Общий уровень эмоционального интеллекта 1, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 32, 34, 36, 37 2, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 18, 22, 30, 31, 33, 35, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46

Психометрические характеристики шкал и субшкал опросника ЭмИн

Шкала, субшкала Кол-во утверждений Среднее Стандартное отклонение α Кронбаха
МЭИ (межличностный ЭИ) 22 44,3 6,97 0,82
ВЭИ (внутриличностный ЭИ) 24 43,3 8,72 0,81
ПЭ (понимание эмоций) 22 43,8 7,41 0,80
УЭ (управление эмоциями) 24 43,8 8,05 0,80
МП (понимание чужих эмоций) 12 24,6 4,10 0,69
МУ (управление чужими эмоциями) 10 19,8 3,98 0,73
ВП (понимание своих эмоций) 10 19,3 4,58 0,71
ВУ (управление своими эмоциями) 7 13,7 3,15 0,69
ВЭ (контроль экспрессии) 7 10,4 3,28 0,51

 

Стенайны

Стенайны Сырые баллы по шкалам
МЭИ ВЭИ ПЭ УЭ
1 31 и меньше 28 и меньше 31 и меньше 29 и меньше
2 32–34 29–32 32–34 30–32
3 35–37 33–36 35–37 33–36
4 38–40 37–40 38–40 37–40
5 41–44 41–44 41–44 41–44
6 45–47 45–48 45–47 45–47
7 48–51 49–53 48–51 48–51
8 52–55 54–57 52–56 52–56
9 56 и больше 58 и больше 57 и больше 57 и больше

Текст опросника ЭмИн

Утверждение Субшкала Ключ
1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть мп +
2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения му
3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица мп +
4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ву +
5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника му
6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю вэ
7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди вп +
8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться вп
9. Я умею улучшить настроение окружающих му +
10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую вэ
11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов мп +
12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ву
13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей мп +
14. Когда я злюсь, я знаю, почему вп +
15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации му +
16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком вэ
17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии му +
18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим вп
19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть вэ +
20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние мп +
21. Я контролирую выражение чувств на своем лице вэ +
22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство вп
23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций вэ +
24. Если надо, я могу разозлить человека му +
25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ву +
26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю вп +
27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это мп +
28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ву +
29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса мп +
30. Я не умею управлять эмоциями других людей му
31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда вп
32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые мп +
33. Мне трудно справляться с плохим настроением ву
34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает мп +
35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям вп
36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями му +
37. Я умею контролировать свои эмоции ву +
38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно мп
39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую вэ
40. Если близкий человек плачет, я теряюсь му
41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины вп
42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей мп
43. Я не умею преодолевать страх ву
44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает му
45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить вп
46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются мп

 

Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) — понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) — понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) . Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть

МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ

Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ.

ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ

Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ.

ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ

Следует иметь в виду, однако, что интерпретация отдельных шкал более информативна, т.к. они относительно независимы (корреляция между МЭИ и ВЭИ составляет 0, 447, корреляция между ПЭ и УЭ составляет 0, 529)

Межличностный ЭИ
Шкала МП. Понимание чужих эмоций. Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
Шкала МУ. Управление чужими эмоциями. Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.

Внутриличностный ЭИ
Шкала ВП. Понимание своих эмоций. Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
Шкала ВУ. Управление своими эмоциями. Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
Шкала ВЭ. Контроль экспрессии. Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.

Нормы
Приводимые ниже нормы выведены по 479 испытуемым. Принцип их построения: очень низкие значения соответствуют 10% самых низких баллов, низкие значения попадают в диапазон от 11% до 30%, средние значения — от 31 до 70%, высокие значения — от 71 до 90%, очень высокие значения — от 91 до 100%.

Источник:

  1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3 – 22
  2. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук