Техника общения “Игра в туман”

  Автор:
  723

Мануэль Смит — американский психолог, психотерапевт, физиолог и писатель, говорит, что эффективный путь к уверенности в себе, это овладения навыками общения.

В своей книги «Тренинг уверенности в себе», он предлагает техники общения, которые назвал: “Заигранная пластинка”, “Игра в туман”, “Негативное заявление”, “Негативные расспросы”.

По его мнению и отзывам его учеников и клиентов, эти техники помогают справляться с критическими ситуациями во взаимодействии с людьми, тем самым чувствовать себя уверенней.

В данной статье рассмотрим одну из техник общения, “Игра в туман”.

“Игра в туман” учит спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать свои ошибки, на которые указывает оппонент, как вполне возможные. Пусть то, что вам говорят, верно, — вы все равно остаетесь судьей самому себе.

Достигаемый эффект:  позволяет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться, и тем самым показывает вашему критику бесплодность его попыток.

Мануэль Смит использует для этого навыка еще и такие названия, как Согласие с правдой, Согласие в принципе или Согласие со странным.

Первоначальное название Игра в туман, как кажется, создает устойчивый образ.

Каким бы названием мы не пользовались, словесный навык мы можем применять в следующих случаях:

  1. Мы можем согласиться с любой правдой, указываемой другими во время критики (Согласие с правдой). Например, если особо заботливая мама продолжает контролировать свою дочь даже тогда, когда она больше не живет дома, дочь может отве­тить матери на ее критику Игрой в туман; так сде­лала одна из учениц Салли.

Мать:  Ты опять поздно пришла, Салли. Я зво­нила тебе до половины первого ночи.

Салли:  Это правда, мама. Я снова вчера позд­но вернулась.

  1. Мы можем согласиться с возможной правдой в критике других людей (Согласие со странным). В случае с Салли и ее мамой:

Мать:  Салли, если ты будешь так часто прихо­дить поздно, ты можешь снова заболеть.

Салли:  Возможно, ты права, мама (или: «Воз­можно, это правда», или: «Я согласна с тобой, мама, если я не буду задерживаться так часто, я смогу больше спать»).

  1. Вы можете согласиться с общей правдой в логических утверждениях, с помощью которых вами манипулируют (Согласие в принципе). В случае с Салли:

Мать: Салли, ты знаешь, как важно для де­вушки, которая хочет встретить хорошего человека и выйти замуж, выглядеть хорошо. Если ты будешь так часто задерживаться и в результате недосы­пать, ты не будешь хорошо выглядеть. Ты ведь не хочешь, чтобы это случилось?

Салли:  Ты права, мама. То, что ты говоришь, имеет смысл, но когда мне нужно, я прихожу до­статочно рано.

В этом примере вариантом Игры в туман для дочери может быть следующий.

Каждый раз дочь добавляет к ска­занному реплику о своем намерении быть независимой от матери: «…но я бы не ждала так долго и не волновалась бы, будь я на твоем месте», или: «…но меня это не волнует», или: «…но я и сегодня собираюсь вернуться поздно — у меня свидание».

При формировании навыка Игры в ту­ман, можно с друзьями  разделиться на пары, в которых один использует Игру в туман, а другой играет роль критика-«мерзавца». Первый должен соглашаться со всей критикой (соглашаясь с правдой, соглашаясь со странным и соглашаясь в принципе). Второй должен давать негативные комментарии об одежде первого, его внешности, характере, возможно и о сексуаль­ных привычках, то есть обо всем, что придет ему в голову.

Обра­тимся к примеру.

ДИАЛОГ:

Критик: Я вижу, вы опять одеты в своем сти­ле — небрежно.

Ученик:  Совершенно верно  Я одет как обыч­но (Игра в туман).

Критик:  Эти штаны! Похоже, что вы украли их на распродаже подержанных вещей и даже не погладили.

Ученик:  Они немного помяты, не так ли?  (Игра в туман).

Критик:  Помяты — это мягко сказано. Они ужасны.

Ученик:  Возможно, вы правы Они действи­тельно выглядят слишком плохо, чтобы их но­сить  (Игра в туман).

Критик:  А рубашка! Ну и вкус у вас.

Ученик:  Может быть, вы и правы Я не при­держиваюсь строгого вкуса в одежде  (Игра в ту­ман).

Критик:  Любой, кто так одевается, явно не­многого достиг.

Ученик:  Вы правы.  У меня много промахов  (Игра в туман).

Критик:  Промахи! Вы это так называете? Ско­рее провалы! Вы просто один целый Большой Каньон.

Ученик:  Может быть, вы и правы Мне мно­гое нужно бы улучшить  (Игра в туман).

Критик: Я сомневаюсь, что вы можете хоро­шо работать, если и одеваться толком не умеете.

Ученик:  Это правда Я бы мог лучше делать свою работу  (Игра в туман).

Критик: Если бы вы были поумней и у вас было бы хоть какое-нибудь представление о мора­ли, вы бы спросили кого-нибудь, где купить одеж­ду получше, чтобы не выглядеть таким оборван­цем.

Ученик:  Это правда, я бы мог спросить кого-нибудь, где купить одежду получше, и я мог бы быть, конечно же, умнее  (Игра в туман).

Критик:  Вы нервничаете, когда я говорю вам то, что вам не нравится.

Ученик: Я   уверен, что не нервничаю  (Игра в туман).

Критик:  Вы не должны нервничать, я же ваш друг.

Ученик:  Это правда, я не должен нервни­чать  (Игра в туман).

Критик:  Вероятно, я единственный, кто вам такое скажет.

Ученик:  Я уверен, вы правы!  (Игра в туман и немного сарказма).

Критик:  Вы смеетесь надо мной.

Ученик:  Да, это правда  (Игра в туман).

Критик:  Вы здесь не для того, чтобы учиться сарказму, вы это уже умеете! Вы искусно показы­ваете, как играть в туман.

Ученик:  Вы правы, я уже знаю, что такое сарказм, и, вероятно, учусь чему-то новому  (Игра в туман).

Критик:  Вы никогда этому не научитесь.

Ученик:  Вероятно, вы правы, у меня это не очень хорошо получается  (Игра в туман).

Критик:  Вы снова теребите ухо.

Ученик:  Это правда  (Игра в туман).

Критик: И вы тут же убрали руку, когда я сказал об этом.

Ученик:  Да  (Игра в туман).

Критик:  И мое замечание об этом опять за­ставило вас нервничать.

Ученик:  Предполагаю, вы правы  (Игра в ту­ман).

Критик:  Вы беспомощны.

Ученик:  Возможно, вы правы  (Игра в туман).

Критик:  И что у вас с волосами? Вы похожи на хиппи.

Ученик:  Да, наверное  (Игра в туман).

Критик:  И похоже, они к тому же и грязные.

Ученик:  Это правда. Они могли бы быть чище, не так ли?  (Игра в туман).

Критик:  Вы не должны усмехаться, когда вам говорят, что вам полезно.

Ученик:  Это правда. Не должен  (Игра в ту­ман).

Критик:  Вы похожи на человека-машину, ни­чего индивидуального.

Ученик:      И правда, похож  (Игра в туман).

Критик: Вы не похожи, вы и есть человек-машина. Я думаю, вы не можете сказать никому и ничего, кроме «да».

Ученик:  Я понимаю, почему вы так думаете  (Игра в туман).

Критик: Ну хорошо. Можете вы сказать «нет»?

Ученик:  Возможно  (Игра в туман).

Критик:  Вы не знаете?

Ученик  Поживем — увидим.

Как вы видите из этого диалога, использование Игры в туман дает несколько преимуществ. Прежде всего она учит  внимательно слушать, что говорит критик. Если кри­тик говорит, к примеру: «Вы похожи…», ученик отвечает: «Вы правы, я похож…» Если тот говорит: «Я думаю…», ученик отвечает: «Я понимаю, почему вы так думаете…» Новичок учится реагировать только на то, что ему действительно сказали, а не на намеки, которые кроются под критикой. Это учит быть хорошим слушателем: слышать то, что  гово­рят, а не читать мысли и не интерпретировать то, что  сказали, не сомневаться в себе.

Используя технику «Игра в туман», вы обезоруживаете оппонента, соглашаясь с его критикой, при этом сглаживаете конфликтную ситуацию, оставаясь на высоте.

Этот навык надо тренировать постоянно, пока не станет вашей чертой характера.

Тренировать надо везде: в транспорте, на работе, в школе, в Вузе, кафе, дома, с друзьями и т.д.

Уважаемый читатель, мне важно ваше мнение о статье!

Большая просьба оставлять комментарии, они дают возможность с разных точек зрения посмотреть на данный вопрос.

Спасибо!

 

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Новости блога
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук